Главной темой мероприятия стали инновационные проекты УМПО. Работа над ними ведется в рамках постановления Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». В нем приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства промышленности и инновационной политики РБ, ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», Межведомственного аналитического центра (г. Москва), предприятий авиационного двигателестроения, отраслевых вузов страны.

 

Нужен качественный рывок

5 июля участники семинара посетили УГАТУ, где побывали в лаборатории литейных технологий и Центре коллективного пользования, увидели работу суперкомпьютера. На пленарном заседании прозвучали доклады руководителей проектов по направлениям: об изотермической штамповке, линейной сварке трением, сверхпластическом формовании, диффузионной сварке, математическом моделировании и др.
– Связи науки и производства, потерянные когда-то в 90-е, восстановлены и развиваются, – подчеркнул заместитель управляющего директора УМПО - технический директор Сергей Павлинич. – Важно сделать качественный рывок в этом направлении, который поможет, в свою очередь, осуществить технологический прорыв отечественного двигателестроения в области создания двигателя пятого поколения.

Как сообщил ректор УГАТУ Мурат Гузаиров, за время реализации проекта количественно и качественно изменился состав его участников. Если на начальном этапе он насчитывал 42 человека (из них 15 студентов), то на сегодняшний день их уже 137 (40 студентов, которые в будущем планируют прийти в УМПО).
– Мы давно и тесно сотрудничаем с УМПО, – добавил ректор. – Этот проект позволил скоординировать наши взаимоотношения, улучшить материальную базу для подготовки студентов к работе на производстве. Сегодня у нас есть реальный результат – подано уже пять заявок на патент, десять в стадии оформления.

Не раз на встрече было отмечено, что вуз и завод смогли сформировать единое научно-информационное и образовательное пространство благодаря созданию оптико-волоконной сети, объединившей участников проекта, в том числе ИНТ НП «Технопарк авиационных технологий» и НПП «Мотор».


Ставим масштабные цели

На следующий день конференция продолжилась на производственных площадках УМПО – были задействованы Технопарк АТ, участок диффузионной сварки и сверхпластического формования, опытно-экспериментальный участок линейной сварки трением, участок изготовления песчаных стержней.
– Работая по постановлению № 218, объединение ставит три масштабные цели,– отметил заместитель управляющего директора-директор по инновациям и перспективным программам УМПО Владимир Иванов. – Это формирование профессиональных кадров – важнейшего капитала предприятия, а также организация высокотехнологичного производства и создание интеллектуальной собственности. Нам удалось организовать сквозные рабочие группы из специалистов УМПО и сотрудников УГАТУ.

Руководители по направлениям собрали эффективные команды, что обеспечило системную реализацию проекта. Интеграция УМПО и лучших профильных вузов страны станет еще одним шагом в развитии технологического потенциала авиационной отрасли России в целом.

Также в Технопарке АТ прошла презентация нового сайта technopark-at.bget.ru, созданного участниками кооперации по 218-му постановлению. 
Напомним, в 2010 году в открытом конкурсе Министерства образования и науки РФ одержали победу заявки, представленные ОАО «УМПО» в сотрудничестве с Московским институтом стали и сплавов и Уфимским государственным авиационным техническим университетом.

Первый проект ориентирован на разработку технологий для запуска комплекса цветного высокоточного литья. Цель второго – организация выпуска полых лопаток и блисков с помощью технологии сварки трением, а также сплошных лопаток методом изотермической штамповки для газотурбинных двигателей нового поколения. Субсидии в общем объеме 374 миллиона 400 тысяч рублей в течение трех лет направляются на создание высокотехнологичного наукоемкого производства. 

Материалы статьи взяты из газеты "Моторостроитель" №26(6242) от 11.06.2012г. (г.Уфа).