С 30 сентября по 1 ноября в Москве проходила II национальная выставка-форум «Вузпромэкспо-2014». Она объединила ученых российских вузов, студентов, аспирантов, лидеров отечественной промышленности. В выставке приняли участие 100 вузов, 80 предприятий, а также технологические платформы, территориальные кластеры, инжиниринговые центры и малые инновационные предприятия.

УМПО и УГАТУ представили разработанные совместно поршни для двигателя АПД-800, который предназначен для установки на все виды летательных аппаратов взлетной массой до 1000 кг гражданского и военного назначения (сверхлегкие вертолеты и самолеты, включая беспилотные, а также легкие катера-амфибии на воздушной подушке). Кроме того, в рамках экспозиции было представлено моноколесо для газотурбинного двигателя АЛ-31СТ.

Об участии в выставке с нами поделился руководитель проекта от УГАТУ, к.т.н. Латыш В.В.
- Взаимодействие между УГАТУ, УМПО и Технопарком АТ продолжается в рамках реализации Постановления № 218 Правительства РФ от 9 апреля 2010 года. В 2012 году мы успешно завершили наш первый проект и вот уже второй год работаем над новым. Особенность этого этапа заключается в том, что проект вышел на новый уровень, появились новые материалы и технологии. В итоге, в рамках участия в выставке было предложено интегрировать наши разработки в общий стенд ОДК, как пример реальной научно-технической кооперации вуза и завода.

- Владимир Валентинович, какие научные коллективы задействованы в проекте?

- В УГАТУ над проектом работают 10 кафедр с 3 факультетов – АТС, ОНФ и АД. Проект комплексный не только по количеству участников, но и по самому технологическому подходу: мы работаем с конструкцией, с материалами, с улучшением их свойств, упрочнением поверхности. К команде подключены лучшие силы еще 2 исследовательских вузов – БелГУ и МИФИ.

- Какое участие в проекте завода УМПО?

- Без УМПО проект такого масштаба сделать невозможно, участие заводских специалистов – важнейшая составляющая успеха. Объединенная команда проекта закрывает все этапы его жизненного цикла, и именно заводчане обеспечивают его техническую и производственную части.

- Что достигнуто на сегодняшний день?

- Уже отштампована партия алюминиевых лопаток и все подготовлено для создания моноколеса ГТД методом сварки трением, отштампованы поршни ДВС – все это было продемонстрировано на выставке, которую посетили руководители Минобрнауки, Минпромторга и ОДК. Важным новшеством сотрудничества стало расширение области применения результатов проекта – в дополнение к газотурбинным двигателям, решения и технологии применены к прототипу поршневого двигателя АПД-800. Именно благодаря такому расширению компетенций нашими разработками заинтересовалось руководство Технологической платформы «Авиационная мобильность».

Беседовала Иванова А.Д, информационная поддержка проекта «Технологическое опережение»

«Авиатор», № 36 (1915) от 17.10.2014.