Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 с 2010 года осуществляется государственная поддержка развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.

Выполнение работ в рамках совместных проектов способствует установлению и развитию тесной связи ученых, преподавателей, аспирантов и студентов вузов с реальным сектором экономики. О нашем инновационном союзе науки и производства рассказывают Владимир Валентинович Латыш, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ВПО УГАТУ и Владимир Юрьевич Иванов, заместитель управляющего директора ОАО УМПО – директор по инновациям и перспективным программам.

За последние годы это уже второй крупный проект кооперации УМПО-УГАТУ. Какие преимущества в сфере разработок современных технологий приносит заводу такое сотрудничество?

ВВ. Министерство образования и науки с помощью министерства промышленности и торговли в 2010 году запустили точную и адресную акцию в части организации работ по 218 постановлению. Это воссоздание той оправдавшей себя модели сотрудничества, когда научные и образовательные коллективы привлекаются к выполнению масштабных реальных заданий, практически значимых для производства.

Вот уже четвертый год мы работаем в рамках этого постановления, и главным нашим достижением является создание и поддержка рабочих групп, состоящих из ученых и производственников, совместно решающих сложные научно-технические и производственные задачи. Это налаживание не только личностного интерфейса, но и реальное восстановление всей цепочки жизненного цикла научно-технической идеи: от ее рождения, до промышленного применения.

В результате практический опыт завода и знания университета объединяются в сумму технологий, на основе которой создается современное производство и готовится уникальная команда специалистов различных профилей: ученых, конструкторов, технологов, производственников, нацеленная на воссоздание и развитие высокотехнологичного потенциала России.

ВЮ. Спецификой нашей отрасли являются «длинные проекты». Жизненный цикл создания авиационного двигателя: 7-10 лет. Цикл освоения производства двигателя: 2-3 года. Доводка длится тоже годами. Поэтому в нашем случае очень важно сохранять, поддерживать и развивать самую главную нашу компетенцию – работоспособный коллектив, задействованный как в настоящем проекте, так, и надеюсь, в последующих.

С точки зрения УМПО, которое является базовым предприятием дивизиона «Двигатели для боевой авиации» (ДДБА) и интегрирует компетенции КБ и заводов - как никогда важна поддержка прикладной науки в развитии высокотехнологичного производства, применении самых современных технологий проектирования и изготовлении двигателей нового поколения.

Разработка и производство современных двигателей - сложная организационно-технической задача, решение которой, при переходе к двигателям нового поколения, требует смены идеологии проектирования и предыдущего технологического базиса. Так же сложными задачами являются как отработка новых технологий, так и внедрение их в производство. Вот именно в этом аспекте нам очень ценен союз с УГАТУ. Участвуя с нами в реальном проекте, ВУЗ проводит большую и значимую для нас работу по подготовке студентов и привлечению своих специалистов к решению этих проблем. Мы создаем и поддерживаем общее плато между заводом и вузом, позволяющее формировать рабочие группы и решать самые сложные научно-технические задачи.

Можно ли сказать, что на проекте преподаватели УГАТУ обучают студентов, своих специалистов и работников УМПО – подтягивают их до мирового уровня?

ВВ. Надо понимать, что УГАТУ сейчас отличается от УАИ, что был 30 лет назад. ВУЗ диверсифицировал направления своей образовательной деятельности и готовит выпускников не только авиационного профиля. На мой взгляд, механизм действия 218 постановления позволяет не то, что бы вернуться к истокам, а вновь обрести и усилить тот очень важный для нас мейнстрим, суть которого заключается в слове «авиационный».

Поэтому слово «подтягивают» в вашем вопросе двунаправленное. В части освоения промышленных технологий, заводские специалисты технически более грамотны и креативны, а в новаторских, «не апробированных» идеях более сильны позиции университета. Но итог один - на проекте новые технологические решения исходят и от завода, и от ВУЗа. Этот многогранный процесс взаимообогащения ведет к росту профессионального уровня профессорско-преподавательского состава и научно-исследовательских работников УГАТУ и, одновременно, к повышению квалификации специалистов УМПО, работающих в реальном секторе экономики.

Как на современном этапе видится решение проблем воссоздания промышленности?

ВЮ. В качестве примера переосмысления и воссоздания правильной государственной парадигмы – августовское выступление вице-премьера РФ Д.О. Рогозина. Это четкое понимание того, что стратегические решения, существенно влияющие на обороноспособность России, на облик вооруженных сил, закладываются на горизонте в 20-30 лет. В этом поле невозможно мыслить категориями «короткого» бюджетирования, рассчитанного на 1-2 года или упрощенными схемами, за показателями которых стоят столь популярные сейчас «возвраты инвестиций». Чрезмерное упование только на инструменты финансово-экономического анализа, с приведением всех индикаторов «эффективности» только к «рублю» зачастую не позволяют выявлять важнейшие аспекты, связи и логику развития той технологической базы, которой необходимо управлять. Важно, что в правительстве становится всё больше людей, понимающих весь комплекс организационно-технологических проблем отраслевого и межотраслевого взаимодействия не изолированно, не фрагментировано, не упрощенно, а в контексте. Жизненные циклы сложных наукоемких технических объектов, включая фазы создания, разработки и производства, длятся, не преувеличу, десятки лет. В этой связи, отсутствие четких, в деталях увязанных между собой планов, на горизонте 20-30 лет делает реализацию таких проектов невозможной.

ВВ. В Евросоюзе есть понятие «технологическая платформа», которая служит механизмом определения возможности проектирования, изготовления и управления сложными объектами и процессами. По сути, это обеспечивает интеграцию науки и бизнеса, концентрирует ресурсы на приоритетных направлениях научно-технологического развития страны. Примерами сложных объектов являются самолеты большой размерности и космические программы.

В России организована технологическая платформа «Авиационная мобильность», членами которой мы являемся. Это важный шаг по созданию сообщество профессионалов, которые вырабатывают стратегическое видение развития авиации. Это очень знаково, т.к. обладая качественным материалом, который подготовили специалисты отрасли, правительству России будет легче принимать и реализовывать сложные организационно-технические решения.

Какие дополнительные цели ставятся в проекте?

ВЮ. Сейчас дан импульс образованию поисковых коллективов или малых предприятий при ВУЗе, которые могут самостоятельно реализовывать и коммерциализировать свои идеи и наработки. Это - благоприятная среда и опытно-промышленная база, полигон для развития и доведения новых решений до серийного производства, чтобы идея смогла быть материализована. Именно в этой связи было создано совместное предприятие УМПО и УГАТУ в формате некоммерческого партнерства – Технопарк Авиационных Технологий.  Технопарк – это та самая «матка», которая помогает формировать и поддерживать полезные «рои» новых идей и разработок, создавать для их реализации инновационные предприятия, выводить их в первый полет из которого могут вырасти значимые для России технологии и проекты.

В. Иванов, А. Повалко - заместитель МОиН РФ, А. Даниленко - первый зам. Генерального директора МАЦ, В. Латыш. слушают отчет по проекту 218 студента УГАТУ о выполнении проекта по постановлению № 218. (Москва, 2012)

http://www.bmag.ufapress.com