В числе победителей - совместный проект УГАТУ и ОАО "УМПО", который призван разработать совершенно новые в России технологии мирового уровня для создания авиационных двигателей новых поколений. На реализацию этой задачи выделяется 274 млн 400 тысяч бюджетных рублей.

2 сентября в Министерстве образования и науки России прошло совещание, в котором приняли участие проректор по научной и инновационной деятельности авиационного университета Рустем Бадамшин и заместитель генерального директора моторостроительного объединения по инновациям и перспективным программам Владимир Иванов.

- Наше объединение является базовым предприятием для УГАТУ, выпускники которого составляют около 80 процентов инженерно-технического персонала УМПО. В 80-е годы прошлого века сотрудничество с заводом, контакт науки и производства были довольно прочными, но в годы кризиса отлаженная система была сильно деформирована. Государство перестало поддерживать не только кооперацию вуза и нашего предприятия, а и само производство, которое вынуждено было просто выживать. Сегодня ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. Общими усилиями мы пытаемся воссоздать нормальное деловое и творческое взаимодействие с университетом, - сказал Владимир Иванов.

После выхода постановления Правительства РФ "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства", у производственных предприятий появилась возможность получить субсидии на внедрение новых проектов. Совместный проект вузовских ученых и моторостроителей прошел двухуровневую экспертизу. Были подсчитаны реальные затраты.

Целевая функция проекта - освоение промышленных технологий для важнейших узлов авиационных двигателей нового поколения. Задача труднейшая: по классификации ЮНЕСКО газотурбинный двигатель (ГТД) - один из самых сложных технических объектов. Только несколько стран в мире способны производить самолеты. Почему? "Сердце" самолета - это двигатель, от которого зависят мощность, скорость, дальность полета. Важнейшей его составляющей является лопатка. И только те страны, что могут изготавливать лопатки, способны строить самолеты. В проекте УГАТУ и УМПО заложено создание новейших технологий и промышленного производства узлов и лопаток ГТД с облегченными высокопрочными конструкциями, что даст увеличение мощности двигателя. В конечном счете речь идет о создании самолета нового поколения, о чем так много говорят в последнее время.

Целевые деньги пойдут на реализацию трех технологических направлений: полая лопатка, сварка трением, изотермическая штамповка.

Рустем Бадамшин обозначил механизм взаимодействия партнеров. Предприятие, получив финансовые средства от государства, передает их университету как головной организации проекта. Вуз имеет право привлечь соисполнителей, в числе которых будут ведущие вузы страны: Белгородский госуниверситет, МИСиС и другие. НИИ авиационного профиля (ВИАМ, ЦИАМ). В работе также примут участие зарубежные ученые и эксперты, поэтому проект с полным правом можно назвать международным.

Как заметил технический директор проекта Владимир Латыш, практический опыт завода и знания вуза объединяются в единую интеллектуальную собственность, на основе которой к концу 2012 года предстоит создать высокотехнологичное производство. Результаты работы должны быть внедрены в производство в соотношении один к пяти, то есть на каждый рубль вложений требуется получить пять рублей прибыли.

- Планы абсолютно реальны, поскольку УМПО - партнер надежный и верный. Нашей совместной истории около 80 лет, вуз был создан в далеком 1932 году как кузница кадров для моторного завода. Сегодня мы выходим на другой качественный уровень, и это нам по плечу, - говорит ректор УГАТУ Мурат Гузаиров. - УГАТУ в 2007 году, единственный в Башкортостане, стал победителем всероссийского конкурса инновационных программ и получил 583 миллиона рублей из федерального бюджета. Благодаря этому в университете создано 8 учебно-научных инновационных центров с уникальным оборудованием, о котором в большинстве вузов страны только мечтают.

Студенты и аспиранты УГАТУ примут самое активное участие в проекте. Ведь это - одно из обязательных условий конкурса. Стратегическим итогом должна стать новая модель взаимодействия высшей школы, науки и производства. Она включает в себя создание новых технологий, выпуск конкурентоспособной продукции и подготовку кадров, готовых работать в новых условиях.

Интересно, что УМПО удалось отстоять на открытом конкурсе сразу два проекта. Первый - с Уфимским государственным авиационным университетом, о котором идет речь, второй - с Московским институтом стали и сплавов.

И это не случайно: наше моторостроительное объединение является признанным лидером в применении инновационных технологий.

Елена КАТКОВА.